Санкт-Петербург

Уголовная ответственность за невозврат валютной выручки на основе практики судов Санкт-Петербурга

Тип статьи:
Авторская

Уголовная ответственность за невозврат валютной выручки устанавливается двумя статьями Уголовного кодекса – 193 (более мягкая) и 193.1 (более жесткая). Разница между ними заключается в том, что ст.193.1. предусматривает не просто невозврат валютной выручки, но и использование подложных документов для осуществления этого перевода (по сути, перевод средств по подложным основаниям, без намерения исполнить сделку, являющейся основанием для перевода).

Ответственность по ст. 193 УК РФ наступает только при невозврате валютной выручки в крупном и особо крупном размере, по ст. 193.1 – за любую сумму. При этом крупным размером признается сумма 9 млн. рублей, особо крупным – 45 млн. рублей. Оба состава относятся к преступлениям средней тяжести, кроме части 3 ст. 193.1 (совершенные в особо крупном размере или организованной группой). Однако срок давности привлечения к уголовной ответственности в 6 лет может быть применен только в том случае, если лицо прекратило контролировать деятельность более 6 лет назад (например, договор подписан одним лицом, частичное исполнение получено другим, а просрочка возврата выручки произошла под контролем третьего лица).

Из практики рассмотрения судами уголовных дел по данным статьям следует, что обвинение в основном руководствуется письменными доказательствами – изъятой из банков документацией, относящейся к паспортам сделок, также содержащую данные о лице, производившем платежи в адрес иностранного контрагента. Этими доказательствами устанавливается:

— факт перевода средств за границу,

— лицо, подписавшее договор,

— лицо, осуществившее перевод (если не совпадает с лицом, заключившим договор)

— истечение сроков возврата валютной выручки,

— непринятие мер по возврату валютной выручки (направление писем, претензий, обращение в суд).

В случае, если лицо привлекается по ст. 193.1 УК РФ, в качестве доказательств используются показания лиц, которые были привлечены обвиняемым для перечисления средств (например, номинальные директора компаний), а также корпоративные документы иностранных компаний, обнаруженные в ходе обыска или выемки и подтверждающие контролируемость иностранных компаний со стороны обвиняемого.

Суды считают, что если доказаны факты совершения вышеуказанных действий, то это свидетельствует об умысле обвиняемого и никаких дополнительных доказательств, подтверждающих его вину, не приводят.

В соответствии с судебной практикой наказание за совершение данных преступлений назначается условно от 2 до 5 лет с испытательным сроком от 2 до 4 лет. На наказание существенно влияют такие квалифицирующие признаки, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Если обвиняемый действовал самостоятельно, а подчиненных использовал без их ведома, то данные квалифицирующие признаки отсутствуют.

Нередко по ходатайству подсудимых, признавших вину, рассмотрение производится в упрощенном порядке без проведения судебного разбирательства (особый порядок, установленный ст.ст. 314-317 УПК РФ, в соответствии с которым судом не может быть назначено наказание более 2/3 срока, предусмотренного соответствующей статьей УК)

В настоящее время на рассмотрение в Государственной думе находится законопроект, направленный на частичную декриминализацию преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7. Планируется, что порог крупного размера будет повышен до 100 млн. рублей, особо крупного – до 150 млн. рублей. На дату написания настоящей статьи законопроект прошел первое чтение.

Данная статься сформирована на основании практики судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2017-2019 годы. Максимальная невозвращенная сумма валюты составила 1,7 млрд. рублей.