Санкт-Петербург

Пояснения менеджеров о ненужности системы минимизации рисков

Тип статьи:
Авторская

1. Будет день — будет и пища
Смысл этого высказывания заключается в том, что всего предусмотреть невозможно, а значит, не стоит и беспокоиться: авось проскочим. Для того, чтобы работать по такой схеме, доходность должна быть доcтаточно высокой, и даже в этом случае несколько ошибок могут привести к финансовому коллапсу в компании. Такой подход возможен только в отношении коммерческих рисков, обычных для соответствующего вида деятельности, минимизировать которые невозможно (либо система управления рисками будет настолько затратной, что «съест» все плюсы такой минимизации).
К сфере ответственности менеджеров должно быть отнесено учет актуальных для бизнеса рисков при планировании.

2. Это обычный коммерческий риск
Действительно, существуют коммерческие риски, минимизация которых затруднительна. Однако их перечень значительно уже, чем зачастую понимается менеджерами. В большинстве случаев ответственному сотруднику проще посчитать риск обычным и не предпринимать никаких действий по его минимизации, сформировав массу объяснений, почему тот или иной риск не минимизируется.
Руководство компании начинает выстраивать систему минимизацию рисков именно в связи с тем, что их наступление стало для компании существенным. И хотя бы поэтому риски уже нельзя признать обычными.

3. Куча ненужных отчетов и переписки
Создание и внедрение системы минимизации рисков всегда связано с дополнительным документооборотом, который, однако, не должен настолько перегрузить сотрудников, что будет мешать их основной деятельности. Регулярные отчеты по рискам помогают ответственным лицам и их руководителям оценить, что сделано за соответствующий период времени по минимизации рисков, и прежде всего, использовал ли сотрудник весь необходимый инструментарий (указанный в соответствующих регламентах и его должностной инструкции). В любом случае сотруднику приходится отчитываться о результатах по поставленным задачам, и если с определенного времени в состав его задач будет входить работа с рисками, отчетность существенно не увеличится.

4. Вам нужен результат – я за него отвечаю, метод достижения – моя зона ответственности
В небольших организациях либо в крупных организациях с проектной работой отдельные руководители наделяются крайне широким спектром полномочий. Система их мотивации связана с достижением результата, что в теории должно обеспечивать их эффективную работу, в том числе работу с рисками. Однако всегда нужно помнить, что полная бесконтрольность работы может привести к печальному исходу, при этом сотрудник рискует только премией и местом работы. Иногда менеджер говорит, что рискует личной репутацией, однако в большинстве случаев несложно объяснить новому работодателю, что проект был завален по чужой вине. В случае, если сотрудник отказывается отчитываться по рискам, ему можно предложить оформить поручительство по тому проекту, который он ведет. Отказ сотрудника будет наглядно демонстрировать, что его ответственность за проект довольно лимитирована, в связи с чем он как работник компании должен следовать установленным регламентам.

5. Договоримся!
У многих менеджеров существует убеждение, что при наступлении риска им удастся договориться с контрагентом, прежде всего, с заказчиком, который войдет в положение и добровольно пересмотрит условия. Часто такое убеждение подкреплено личными отношениями с лицами, принимающими решение, в совокупности с уверенностью, что эти лица никуда не денутся. Справедливости ради следует отметить, что опытный переговорщик может исправить многие тупиковые ситуации, однако профессионалов-переговорщиков довольно мало. Часто предшествующий опыт с одним контрагентом совершенно необоснованно переносится на другого контрагента.
Несомненно, что переговоры можно и нужно использовать для разрешения конфликтных ситуаций, но если есть возможность не допустить их возникновения – почему это не сделать? Опыт показывает, что чем точнее спрогнозированы риски, тем меньше вероятности их возникновения. Отдельное внимание следует уделять распределению рисков между сторонами договора: непродуманность или сознательное умалчивание в будущем обязательно приведет к проблемным ситуациям.

6. Перепиской по рискам мы ухудшим отношения с заказчиком
Довольно распространено мнение, что заказчику не нужно сообщать неприятные новости, даже если проект останавливается из-за того, что заказчик принимает неверное решение (либо затягивает с принятием необходимого решения). В связи с этим менеджеры могут тянуть до последнего, надеясь, что ситуация как-нибудь утрясется, и сообщают заказчику о непреодолимых препятствиях уже в конце проекта (либо к окончанию промежуточной вехи), справедливо навлекая на себя его гнев. Практика показывает обратное: в случае своевременного официального информирования заказчика о проблемах и возможных путях их решения увеличивается прозрачность действий исполнителя и повышается доверие заказчика. Кроме того, такое информирование выполняет свою основную функцию: устранение препятствий, лежащих в зоне ответственности заказчика.

7. Надо больше (лучше) работать
Это, несомненно, правильное утверждение. И как раз использование системы планирования и минимизации рисков повышает качество работы, что в конечном итоге приводит к положительному результату без излишней суеты и авралов.

© Рыбаков Валентин Анатольевич, адвокат

www.valentin.su