Санкт-Петербург

Европейское законодательство против уклонения от уплаты налогов

Тип статьи:
Авторская

В связи с принятием в России ряда так называемых антиофшорных нормативных актов одним из распространенных решений стал отказ от российского налогового резидентства, связанный с отсутствием на территории России более 183 дней в году и получением вида на жительство и гражданства других государств. Однако в данном случае, во-первых, налоговое резидентство может определяться не только присутствием на территории России, но и по месту нахождения жилища и центра жизненных интересов (по мнению Минфина РФ к таковым может быть отнесено место нахождения семьи, бизнеса или работы – письмо № ОА-3-17/4271@ от 13.11.2015 г.), а во-вторых, другие государства также заинтересованы в получении налогов со своих резидентов.


В Европе за последний год законодательство, связанное с борьбой с отмыванием и уходом от налогообложения, интенсивно развивалось. Если еще пару лет назад многие довольно скептически относились к тому, что государствам удастся договориться о раскрытии информации о бенефициарах, а тем более, финансовой информации по счетам, то сегодня мало найдется сомневающихся в том, что это будет сделано к 2018 году (для некоторых юрисдикций еще ранее — в 2017 году). В некоторых европейских странах вновь принимаемые законы, касающиеся данной сферы, распространяют свое действие на предыдущий период, что говорит о политической воле произвести изменения максимально быстро.

Данная статья посвящена краткому обзору знаковых по мнению автора изменений законодательства в Европе 2015 – начала 2016 года, касающихся установления прозрачности владения и финансов.

1. Раскрытие бенефициаров

1.1. Открытие информации в Companies House, Великобритания.

Уже с февраля этого года любой желающий совершенно бесплатно может получить на сайте Companies House информацию о руководителях английских компаний, включая LLP — партнерства, которые в большинстве случаев не являются налоговыми резидентами Великобритании. В соответствии с правилами ведения регистра контролирующих лиц (PSC register) английские компании обязаны до 30.06.2016 г. сообщить о контролирующих лицах (более 25 % голосующих акций) в Companies House, после чего имя, фамилия и дата рождения контролирующих лиц должна быть размещена в публичном регистре. На данный момент информация о компаниях в Companies House имеет вкладку controlling person, однако нередко эта вкладка пуста. По мере получения сведений от агентов информация будет появляться. Следует иметь ввиду, что между Великобританией и такими популярными офшорами как Белиз и БВО существуют соглашения об информационном обмене, позволяющие получать информацию, необходимую для пресечения уклонения от уплаты налогов. С учетом динамики внедрения принципа транспарентности можно предположить, что в конечном итоге контролирующие лица будут раскрыты, как запланировано.

Кроме того, на сайте Companies House можно ознакомиться с годовой отчетностью любой английской компании. Бизнесмены, использующие компании и сдающие нулевую отчетность, уже столкнулись с отказами банков в выплате дивидендов до корректировки отчетности.

1.2. AMLD IV

20 мая 2015 года Европейский парламент принял директиву AMLD IV в которой установил требования к странам-членам Евросоюза к июню 2017 года предусмотреть в своем законодательстве возможность создания публичного перечня контролирующих лиц — бенефициаров европейских компаний (Central Register of Beneficiaries), а также непубличный список владельцев трастов.

Конечной целью является создание общеевропейского списка контролирующих лиц, позволяющего любому заинтересованному лицу узнать имя владельца без иной персональной информации.

1.3. Изменения в корпоративном законодательстве BVI

В 2015 – начале 2016 года в корпоративное законодательство BVI были внесены изменения, обязывающие компании-агенты хранить информацию о конечных бенефициарах. Ранее этого не требовалось, в связи с чем агенты обычно не запрашивали и не располагали подобными сведениями. Достаточно было указать в качестве владельца другую компанию или траст. В течение 2016 года агенты должны собрать информацию о бенефициарах. Ряд комментаторов полагают, что это изменение не приведет к раскрытию контролирующих лиц, однако динамика изменений законодательства не дает поводов для оптимизма.

2. Автоматический обмен финансовой информацией

После разработки в США закона FATCA Германия и Франция стали инициировать принятие аналогичного законодательства в Европе. Результатом их усилий стала обновленная Конвенция об административной помощи по налоговым делам (Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters), включающую в себя автоматический обмен информацией, в том числе финансовой информацией.

Список участников Конвенции со сведениями о вступлении в силу можно посмотреть здесь.

Автоматический обмен информацией будет осуществляться либо через двусторонние соглашения между налоговыми органами, либо через присоединение к многостороннему соглашению. Первый автоматический обмен информацией должен начаться в 2017 году, список стран участников здесь.

Актуальная информация об активированных отношениях по обмену здесь

Стандарты обмена информацией закреплены в Common Reporting Standard (CRS). Для упрощения внедрения странами — участникам OECD были разработаны стандартизованные документы (Common reporting standards), из которых особого внимания заслуживает CRS Implementation Handbook, включающий в себя в том числе описание бизнес-процессов обработки информации. Ответы на некоторые вопросы по автоматическому обмену содержит FAQ OECD

Раскрываемая информация касается физических лиц, юридических лиц и трастов. Финансовая информация будет привязана к резидентству лица (наиболее сложен алгоритм определения резидентства траста, в некоторых случаях может определяться резидентством trustee), и будет раскрываться другим участникам только в случае, если лицо указано как резидент этого государства. Автоматический обмен финансовой информацией будет осуществляться в отношении в том числе следующего:

— сведения о контролирующем лице (в отношении счетов как физических, так и юридических лиц);

— сведения об остатках на счету на дату отчета и валового дохода.

Субъектами, обязанными предоставлять финансовую информацию, являются финансовые организации (банки).

Для того, чтобы автоматический обмен информацией начал действовать, странам-участницам необходимо принять внутренние нормативные акты, актуальная информация о ходе подготовки можно найти здесь. В июле 2016 года ОЭСР был опубликован ИТ-стандарт по обмену информацией, позволяющий осуществлять разработку программного обеспечения для обмена.

Одновременно в различных европейских странах ужесточается уголовное законодательство в части, касающейся содействия в уклонении от налогообложения с целью снизить активность финансовых консультантов в предложении схем минимизации налогообложения.


© Рыбаков Валентин Анатольевич, адвокат

www.valentin.su